Цветовые характеристики сплавов.

Цвет художественной отливки является одной из важнейших эстетических характеристик.

Несмотря на то что выбор цветового решения художественного произведения - прерогатива художника, материаловед-литейщик может помочь воплотить это решение благодаря знанию закономерностей формирования структуры литейного сплава, химизма взаимодействия сплава с различными реактивами, используемыми для тонирования поверхности литья.

Одним из важнейших аспектов оценки цветовых характеристик изделия является количественное изменение цвета.

Проблема цветовосприятия воздействия цвета на психику человека волновала умы многих деятелей науки и культуры. В течении нескольких веков делались попытки измерить цвет и дать ему количественную характеристику.

Еще в начале XVIII века И. Ньютон перевел субъективное ощущение яркости и цвета на объективный язык меры, числа и физического закона.

И.В. Гете в книге "Учение о цвете" (1840г.) описал физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Он дал определение сочетанию цветов в цветовом круге. Сочетания противоположного расположения цветов Гете назвал гармоничным, сочетания отдаленных соседних - характерным, сочетания соседних - негармоничными.

Развитие прикладного цветоведения связано с именем французского химика Эжена Шевреля (ХIX век). Он оценивал цвет гобеленов, производимых в принадлежащих ему красильных цехах.

Американский ученый и художник Мензелл предложил в конце 90-х годов прошлого века классификацию цвета, основанную на распознавании шести психологических первичных цветов: белого, черного, желтого, красного, синего, зеленого.

Немецкий химик В. Освальд в начале ХХ века создал нормированную систематизацию цветов. Его цветовое тело включает 1536 цветов, каждый из которых определяется через строгое соотношение белого и черного и имеет цифровое и буквенное обозначение.

В 1966г. в Японии разработано цветовое тело практической цветовой координатной системы. В ней каждый цвет обозначается номером цветовой фазы и названием тона цвета.

В России в настоящее время применяется принятая в 1931 г. Международная система МКО (Международного комитета по освещению). В основу оценки цвета по этой системе положены законы смешения. Цвет изменяется путем оптического смешения в различной пропорции трех основных цветов: красного, зеленого, синего. Любой цвет можно выразить через эти основные цвета. Изменение цвета основано на представлении, что цвет является функцией трех независимых величин и может быть интерпретирован как векторная величина. Полная характеристика цвета складывается из его цветности (длина волны), яркости (коэффициент отражения) и чистоты (насыщенности). Для изучения цветовых характеристик материалов используют спектрографический метод, основанный на определении коэффициент отражения и координат цветности х и у.

ЗАО "УЗЦМ" ©2005-2006
Связаться с вебмастером
ЗАО "УЗЦМ" г. Уфа тел/факс +7 (347) 252-29-05, 292-56-85 uzcmufa@mail.ru